3 Полк спецназа ГУР в боях на Донбассе

Отдельно стоит рассказать о применении подразделений специального назначения ВСУ в ходе карательной операции против народных республик. Дело в том, что в украинском сегменте интернета рассматривают под микроскопом потери как российского контингента в целом, так и ССО МО РФ в частности. Любой случай гибели наших военных вызывает ликование среди свидомой части украинского общества. Чтобы порадовать небратьев, хотелось бы на примере 3 полка спецназа ГУР рассмотреть применение украинских спецподразделений в ходе конфликта.
Полк был сформирован на базе 10-й отдельной бригады специального назначения (10-й ОБрСпН) ВС СССР, которая была сформирована в октябре 1962 года в городе Старый Крым. После распада Советского Союза бригада стала сначала 1-м отдельным полком специального назначения, а с сентября 2000 года получила современное название. В июле 2003 года полк был передислоцирован в город Кировоград.

Стоит отметить, что за период незалежности боевой подготовке уделялось совсем мало времени. Чего стоит, например, тот факт, что до 2012 года в полку не было ни одного парашюта. Мало того, по некоторым данным, к началу 2014-го он фактически имел в своём составе два отряда (батальона) вместо положенных по штату трёх. Кроме того, в полку существовали отряды (батальоны) связи и обеспечения. На момент начала так называемой АТО полком командовал полковник Трепак. Стоит отметить, что на вооружении полка стояли не только советские образцы стрелкового оружия, но и снайперские винтовки американского производства Barrett M82A3.

Тем не менее, даже в таком виде полк был гораздо лучше подготовлен, чем основная часть украинской армии. И именно поэтому стал активно использоваться в разгоравшемся конфликте на Донбассе, причём не по назначению, а для усиления штурмовых частей. Бойцы подразделения еще в апреле 2014 года были переброшены для охраны донецкого аэропорта. Уже 19 апреля полк понес первую безвозвратную потерю, часовой по ошибке застрелил сослуживца.
Первым боем, в котором полк принял участие, стал штурм ДАПа, осуществленный ополчением ДНР 26 мая 2014 года. Снайперы 3 полка ГУР сыграли не последнюю роль в его отражении.

В июне 2014 подразделения полка были переброшены под Славянск, где занимались выполнением задач, совершенно не предназначенных для спецподразделений подобного уровня. В частности в их функции входили сопровождение колонн, двигавшихся из Харьковской области к Славянску, а также физическая охрана представителей украинского командования, периодически выезжавшего в так называемую зону АТО. В прочем в тот же период, командование ВСУ пыталось использовать бойцов подразделение и по прямому назначению. Так бойцы 3 полка пытались путем организации засад на маршрутах снабжения прервать коммуникации формирующегося ополчения республик. Операции подобного рода принесли полку первые боевые потери. 12 июня при попытке уничтожения колонны ополчения ДНР погиб как минимум один боец полка. Кроме того зачастую бойцы подразделения усиливали сотрудников СБУ при проведении спецопераций. Так, 24 июня 2014 в сбитом ополченцами над Славянском вертолете Ми-8, наряду с тремя членами экипажа и четырьмя сотрудниками СБУ погибли еще двое бойцов полка.

Пожалуй наиболее крупным успехом полка стала операция, по захвату и последующему удержанию базы хранения военной техники и складов в Артемовске. Бойцы спецподразделения были переброшены на объект вертолетами, сумели взять объект под контроль и впоследствии удержать его. Данная операция действительно являлась огромным успехом ВСУ, так большое количество бронетехники и вооружения, попав руки ополчения, могло существенно изменить ход конфликта на том этапе. Однако тут на руку ВСУ скорее сыграла халатность, проявленная руководством формирующейся республики по отношению к удержанию объекта подобного рода.
После оставления Славянска ополчением, ВСУ предприняли масштабную операцию по отсечению республик от границы с Россией. 3 полк ГУР принял в ней самое непосредственное участие. Основными задачами подразделения в тот период была разведка в интересах общевойсковых соединений, а также корректировка артиллерийских и авиационных ударов. Тем самым подразделения спецназа ГУР фактически выполняли задачи, которые должны были выполнять разведывательные роты общевойсковых и аэромобильных соединений, которые вместо этого использовались в качестве ядра ударно-штурмовых соединений. Сводное подразделение 3 полка ГУР оказалось в числе подразделений, попавших в так называемый Изваринский котел. Июль 2014 принес полку крупные потери. Так, 15 июля под Червонопартизанском сводная группа во время постановки боевой задачи была накрыта миномётным огнём. На месте погибло 8 бойцов, в том числе заместитель командира отряда, подполковник Коваленко, ещё около 40-ка — были ранены. Фактически одним налётом была выведена из строя треть личного состава сводного отряда полка в секторе. Украинские СМИ любят говорить о российской агрессии, однако военнослужащий 3 полка Гаркавенко после ранения в Изваринском котле был вывезен для оказания медицинской помощи на российскую территорию в город Куйбышево Ростовской области, где, не смотря на усилия врачей, скончался 21 июля.
Черным днем для полка стало 29 июля 2014 года. Группа спецназа, занимавшаяся поиском пилота сбитого украинского самолета, была окружена и уничтожена ополчением ДНР. В ходе боя были убиты 12 бойцов, в том числе заместитель командира 1 батальона полка подполковник Лысенко, еще 5 бойцов попали в плен.
Также подразделения полка действовали в районе Саур-Могилы, где 4 августа 2014 был убит заместитель командира полка подполковник Сенчев. Всего под Саур-Могилой подразделение потеряло не менее трех военнослужащих. Недостаток подготовленных подразделений вынуждал командование ВСУ бросать на штурм подразделение, подготовленное для выполнения диверсионно-разведывательных операций, что в последствие серьезно обескровило военную разведку страны. В ходе боев под Иловайском погибли еще как минимум 7 бойцов полка.

Осенью 2014 подразделения полка, на ряду с бойцами аэромобильных бригад и 93 ОМБр, вновь участвовали в обороне донецкого аэропорта. Более того, командир подразделения полковник Трепак более 40 дней возглавлял оборону объекта, после чего подразделение было выведено в рамках ротации. В ходе боев сентября-октября 2014 года в ДАПе погибли как минимум 6 военнослужащих подразделения.

После окончания летней кампании 2014 командование ВСУ серьезно изменило характер применения специальных подразделений. Задачи по разведке в прифронтовой полосе были переложены на разведывательные роты общевойсковых соединений. Спецподразделения ГУР применялись для ведения глубинной разведки, а также диверсионно-террористических акций на территории республик. В этот же период, бойцов спецназа ГУР начали интенсивно обучать инструкторы НАТО. 29 специалистов-инструкторов из 140 учебного центра ГУР были направлены на дополнительную подготовку в Эстонию. Подразделения ГУР начали массово получать экипировку НАТОвского образца, полученную в рамках поставок нелетального вооружения.

Стоит отметить, что руководство как украинских спецслужб в целом, так и ГУР в частности, не стеснялись в методах ведения диверсионно-террористической борьбы против республик. Зимой 2014-15 в ход шло все, от минометных обстрелов объектов в городской черте Донецка силами диверсионных групп, перемещающихся на автомобилях, с целью обвинить в произошедшем защитников Донбасса, до принуждения граждан республик к совершению террористических актов, путем угроз физической расправы над их родственниками, проживающими на временно оккупированных ВСУ территориях республик.

В ходе боев под Дебальцево, 3 полк вновь понес потери. 16 февраля 2015 на фугасе подорвался БТР подразделения, известно как минимум о двух погибших. Еще один боец полка погиб в ходе боев 3 июня 2015 года за Марьинку. Стоит отметить, что потери полка при проведении специальных операций довольно сложно отследить по украинским источникам ввиду жесткой цензуры ВСУ в отношении потерь своих спецподразделений.

В январе 2016 года были созданы силы специальных операции ВСУ, которые подчинялись непосредственно подчиняются министерству обороны. 3-й полк, на ряду с 8-м полком спецназа ГУР из Хмельницкого и 140-м учебным центром были переданы из подчинения ГУР в ведение ССО. Кроме того, в состав ССО Украины был передан 73-й морской центр спецназначения, дислоцированный в Очакове. Уроки, полученные от инструкторов НАТО не остались незамеченными, особое роль командование ВСУ стало уделять психологическо-информационным операциям. Для ведения подобных операций были созданы 4 центра информационно-психологических операций 16-й в селе Гуйва Житомирской области, 72-й в городе Бровары Киевской области, 74-й в Львове и 83-й в Одессе.

В данный момент подразделения 3 полка Сил Специальных Операций Украины продолжают свою диверсионно-террористическую деятельность, направленную против республик. Сейчас довольно сложно оценивать принадлежность какого-то конкретного подразделения к конкретной акции. Украинская сторона всячески скрывает информацию об акциях подобного рода. Не спешат делиться результатами оперативно-розыскной деятельности и органы государственной безопасности республик. На многое открывает глаза недавнее задержание в ЛНР диверсионной группы 8-го полка ССО Украины, однако деятельность этого подразделения на Донбассе заслуживает отдельной статьи.

В целом, в ходе боев на Донбассе ,по явно заниженным данным из открытых украинских источников, 3 полк специального назначения потерял не менее 50 человек убитыми, что является довольно существенными потерями для спецподразделения

Источник

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.