Сегодня мы вынуждены надеяться только на себя, поскольку Запад ограничил возможности Украины в приобретения вооружений и военной техники.
Что нужно нашей армии, что уже сделано «оборонкой» и что из этого способна обеспечить отечественный ВПК?
Необъявленная война РФ против Украины продолжается уже четвертый год. Мы потеряли 4% территории и 20% промышленности, в том числе стратегически важные предприятия, которые изготавливали боеприпасы, специальные приборы, системы боевого управления и тому подобное. Они остались в Крыму и в оккупированных районах Донбасса.
И все это время мы вынуждены надеяться только на себя, поскольку в результате странной, если не сказать больше, политики Запада в отношении агрессора Украине также ограничили возможности приобретения вооружений и военной техники. Кстати, эти ограничения есть до сих пор!
Таким образом, Украина, с одной стороны, была вынуждена собственными силами обеспечивать потребности воюющей армии в вооружении и военной технике (ВВТ), а с другой — разрабатывать перспективные образцы вооружений, решать проблему импортозамещения (избавиться от российских поставок) и одновременно реформировать свой оборонно-промышленный комплекс (ОПК).
Сегодня можно говорить об определенных успехах на этих направлениях наряду с возрождением украинской армии. Правда, остаются нерешенные проблемы, но в украинской армии есть все необходимое, чтобы дать отпор врагу.
Итак, что имеем сегодня «на выходе», что нужно нашей армии и что из этого способна обеспечить наша украинская оборонка?
В сентябре — октябре в Польше и Украине прошел ряд международных оборонных выставок и конференций (в частности, 10-13 октября в Киеве XIV Международная выставка «Оружие и безопасность-2017» и V Международная научно-практическая конференция «Проблемы координации военно-технической и оборонно-промышленной политики в Украине. Перспективы развития вооружения и военной техники»).
Анализ продукции украинского ОПК, представленной на этих мероприятиях, материалов конференций по актуальным вопросам перевооружения армии и военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами Украины дает основания для определенных выводов.
На фоне неопределенности с получением американского оружия, прежде всего переносных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin, Министерство обороны Украины планирует уже в этом году увеличить закупку отечественных ПТРК «Стугна» и «Корсар», а также БТР-4Е и танков «Оплот».
В 2018-м приоритетными будут закупки средств ПВО, РЭБ, противотанковых средств, БПЛА и тому подобное. В проекте закона о бюджете Украины на 2018 год на оборону предусмотрено до 165 млрд грн, или на 37% больше по сравнению с 2017-м (120 млрд грн).
Что нового?
Что предлагает сегодня наша оборонка? Лишь на последней выставке ОПК демонстрировал несколько десятков новых образцов ВВТ, созданных с учетом боевого опыта: большинство прибыло прямо с полигонов. Особенно широко представлена бронетехника: модернизированный танк Т-72АМТ (ГП «Киевский бронетанковый завод»), тяжелая боевая машина поддержки танков «Страж» (ГП «Житомирский бронетанковый завод», ГП «Киевский бронетанковый завод» и ГАХК «Артем»), модернизированный БТР-4МВ1 (ХКБМ им. Морозова), легкая бронетехника семейства «Казак» (АО «НПО „Практика“) и др.
Это также мобильный минометный комплекс „Барс-8“ (ОАО „АК“ Богдан Моторс») мобильный комплекс радио- и радиотехнической разведки «Хортица», высокоскоростной мобильный комплекс радиомониторинга и поиска закладных устройств «Пластун 3D» (НПЦ «Инфозахист»), система противодействия БПЛА (ДК «Укрспецтехника»), боевая система управления «Крапива» (ООО «КБ «Логика») и некоторые другие.
Результатом плодотворного сотрудничества с иностранными партнерами является появление новых видов ВВТ. Прежде всего это украинско-польская мобильная 80-мм реактивная система залпового огня (РСЗО) ZRN-01 Stokrotka («Маргаритка»), танк Т-17 (модернизация танков Т-72 и РТ-91), автоматический карабин M4-WAC-47 и т.д.. При этом новая РСЗО ZRN-01 способна поражать как наземные, так и воздушные цели, в том числе и БПЛА.
Итак, в чем сегодня в первую очередь нуждаются наши военные, чем из этого способна обеспечить отечественная оборонка и чего нам пока не хватает для достижения, как запланировано, качественного преимущества перед агрессором на поле боя?
По данным Минобороны, текущее состояние ВВТ Сухопутных войск (СВ) в целом позволяет решать поставленные перед ними задачи. Впрочем, на очереди переоснащение армии с 2018 года на новые, более эффективные образцы ВВТ.
Быстрое развитие технологий и появление качественно новых видов ВВТ влияют на тактику ведения боевых действий и обусловили переоценку роли и места всех компонентов современного поля боя. На первый план вышла информационная составляющая: системы разведки, управления и связи, от которых зависит скорость принятия управленческих решений. Так, благодаря передовым системам цифровых коммуникаций мобильная бригада ВС США способна действовать уже через 8 часов после того, как получит приказ, тогда как ее российский аналог — только через 24 ч (и более).
Это важный вопрос Украина решает, закупая в Турции системы военного цифровой связи вместе с технологиями производства по стандартам НАТО. Подписанию контракта предшествовали комплексные полигонные испытания, по результатам которых турецкие изделия оказались самыми надежными и эффективными. К тому же фирма-производитель предложила Украине более привлекательные коммерческие условия, чем другие претенденты, даже израильские.
Эффективность средств поражения определяют не только калибр и дальность стрельбы, но и высокая точность и скорость поражения целей. Здесь преимущество имеют высокоточные боеприпасы, позволяющие поражать точечные цели (укрепленные огневые точки, бронетехнику, штабы, мосты и т.п.) с одного-двух выстрелов.
Благодаря этому можно существенно экономить боекомплект и ресурс ствола: для уничтожения той же точечной цели обычными боеприпасами иногда нужно потратить до 100 снарядов. А благодаря скорости выполнения боевой задачи орудие может изменить позицию и избежать возможного поражения в ответ.
Среди украинских разработок высокоточного оружия — управляемые артиллерийские снаряды с полуактивной лазерным самонаведением на цель «Цветник-Э» (152-мм) и «Карасук» (122-мм) производства ГП НПК «Прогресс». Они способны уничтожать защищены точечные цели на расстояниях соответственно 20 и 12 км. Вся комплектация этих боеприпасов полностью отечественная.
ГП «КБ «Южное» (г. Днепр) завершает создание оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2» с дальностью действия 250-450 км. Его можно считать своеобразным аналогом российского «Искандера». Работы финансирует иностранный заказчик. На следующий год запланировано проведение стендовых и летных испытаний ОТРК.
На основании этих испытаний Генеральный штаб может принять решение о приеме ОТРК на вооружение ВСУ. В отечественной версии ракета будет иметь более высокие тактические характеристики, чем в экспортной, где действуют определенные международные ограничения. Итак, ВСУ смогут относительно быстро получить очень мощное оружие неядерного сдерживания агрессора.
ГП «КБ «Южное» также разрабатывает две новые высокоточные системы ПВО с дальностью действия до 250 км и работает над глубокой модернизацией имеющихся РСЗО. Так, украинская версия 300-мм РСЗО «Смерч» (шифр «Ольха») способна поражать цели на расстояниях до 120 км. В то же время повышены ее мобильность и точность стрельбы.
КБ «Луч» (г. Киев) завершает подготовку к испытаниям отечественной противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) «Нептун» для нужд ВМС Украины. В декабре этого года должен состояться первый пуск ракеты на полную дальность. Речь идет о береговом варианте, на очереди создание воздушного и корабельного. Взятие ПКР на вооружение позволит восстановить ударную компоненту и качественно повысить боевой потенциал ВМСУ.
Потребности Воздушных сил ВСУ в транспортных и патрульных самолетах вполне можно обеспечить силами ОПК. Определенные возможности есть также в сфере модернизации имеющегося парка вертолетной техники и даже создание новых конструкций («Мотор Сич»). Активно развивается беспилотный авиация. В частности, «Антонов» работает над созданием эффективного беспилотного авиакомплекса «Горлица». Есть многочисленные разработки и у других производителей, в том числе и частных.
А вот замена имеющегося парка боевых самолетов составит проблему. Учитывая высокую стоимость перспективных боевых самолетов, до 2030 года решили ограничиться модернизацией ресурса имеющегося парка машин еще советского производства (Су-27, Су-25 и МиГ-29). Впрочем, вопрос переоснащения на новые самолеты рано или поздно надо будет решать.
Приоритет на ПВО
Но прежде всего военные настаивают на укреплении ПВО страны, модернизации существующих и создании новых систем поиска и поражения воздушных целей. Кстати, это соответствует мировому тренду, когда благодаря научно-техническому прогрессу именно ПВО обеспечивает действия боевой авиации, а не наоборот, как это было недавно. Об этом свидетельствует и опыт использования авиации ВСУ в зоне АТО 2014 года.
А главными условиями организации эффективной системы ПВО государства является создание и поддержание сплошного радиолокационного поля над территорией Украины и над прилегающими участками территорий соседних государств в широком диапазоне высот, осуществление постоянного контроля за использованием воздушного пространства.
Украина имеет соответствующий потенциал и активно создает новые РЛС. Одна из таких станций — 80К6Т (прежнее название «Лелека») класса 3D кругового обзора — инициативно создал НПК «Искра» (г. Запорожье) за свой счет. Она может обнаруживать и сопровождать одновременно до 300 целей (самолеты, вертолеты, баллистические и крылатые ракеты) на расстоянии до 500 км на всех диапазонах высот.
«Лелека» сейчас проходит испытания, но уже заинтересовал военных атташе ряда стран, в том числе и США, где вопрос обеспечения противоракетной обороны является одним из приоритетов. Учитывая большой спрос, уникальные ТТХ станции создают ей замечательную экспортную перспективу. А с постановкой на вооружение ВСУ новых РЛС метрового диапазона волн типа МР-1 и МР-18 Украина присоединится к мировым лидерам, способным эффективно противодействовать средствам воздушного нападения малой заметности (Stealth).
Акцент на технологии
Важным остается создание ВВТ для Сил специальных операций (ССО), особенно радиоэлектронных средств и средств РЭБ. Тенденции развития последних предусматривают переход к массированным радиоэлектронно-огневым воздействиям, то есть к операциям РЭБ. Для этого в мире уже создаются средства РЭБ на новых физических принципах: электромагнитное оружие (оружие электромагнитного импульса), программно-компьютерное оружие (вирусы, троянские программы, сниферы, эксплойты и т.д.).
Учитывая сказанное выше, в пределах определенной перспективы развития ВВТ для нужд УСН Украины, при создании электромагнитного оружия и повышения эффективности борьбы с электромагнитным терроризмом рассматривается возможность «… использование новых физико-технических подходов по формированию … высокоэнергетических импульсных источников энергии малых размеров, способных нанести электромагнитное и кинетическое фатального поражения военному объекту противника».
Несмотря на то, что традиционные системы поражения почти исчерпали свой ресурс развития, в ведущих странах большое внимание уделяется созданию средств поражения на нетрадиционных принципах действия. Приоритетными направлениями развития этих средств в Украине определены разработки образцов оружия с использованием генераторов электромагнитного импульса (средств разминирования, электромагнитных бомб, управляемых ракет и т.д.), боевой лазерной системы для поражения воздушных и наземных целей, радиочастотного оружия в миллиметровом диапазоне длин волн при импорте мощных генераторных приборов, а также оружия нелетального действия.
Интересна технология интеллектуального мониторинга наземных подвижных и неподвижных объектов на основе мультиагентного подхода с воздуха (на основе автономности БПЛА с системами компьютерного зрения, способных проводить воздушный мониторинг способом интеллектуального анализа). Она имеет ряд преимуществ, в частности — покрытие территории большого размера и уменьшение времени на мониторинг.
Что не хватает флоту
Для ВМС ВСУ первоочередной задачей остается срочное пополнение корабельного состава до минимально необходимых потребностей. И, пожалуй, это самый сложный вопрос. Во-первых, учитывая большие средства, которые для этого нужны, а во-вторых, учитывая специфику военного кораблестроения с ее продолжительными циклами производства. Государственная целевая оборонная программа развития ВВТ на период до 2020 года предусматривает в краткосрочной перспективе продолжение строительства малых бронированных артиллерийских катеров и модернизацию фрегата «Гетман Сагайдачный». В средне- и долгосрочной перспективе речь идет о достройке главного многоцелевого корвета пр. 58250 «Владимир Великий», строительстве десантных и противодиверсионных катеров, а также среднего разведывательного корабля и ракетных катеров типа «Лань».
Также предполагается создать береговую систему наблюдения, оснастив береговые посты наблюдения РЛС кругового обзора СР-210 «Дельта» и мобильными РЛС П-18 «Малахит» или «Буревестник-1» отечественного производства.
К сожалению, обещанное на 2017 год финансирование достройки корвета, несмотря на объявление приоритетным направлением, так и не поступило. И нет гарантии, что поступит в следующем году. Поэтому ожидать положительных сдвигов в строительстве корвета в ближайшее время трудно. Поэтому он может войти в состав ВМС уже после 2020-го. Впрочем, на время модернизации фрегата «Гетман Сагайдачный» ВМСУ не будут иметь никакого полноценного корабля морской зоны.
Другим проблемным вопросом остается оснащение кораблей оружием, в частности видами, которые в Украине не производятся. И если некоторые системы (ПКР, ЗРК) можно постепенно создать силами отечественного ОПК, то пушки среднего калибра, противолодочные торпеды и минно-тральное оборудование нужно будет покупать за рубежом. В условиях нынешних международных ограничений этот вопрос усложняется.
Эффективный отпор российской агрессии невозможен без наращивания морского потенциала страны. Это требует мобилизации всех ресурсов и крепкой воли военно-политического руководства. Обидно, но в последнем случае есть большие сомнения: уже более года на рассмотрении в Кабмине находится разработанный специалистами ключевой для развития ВМСУ и всей морской деятельности государства проект Морской стратегии Украины (!).
В свою очередь, развитие оборонки — часть развития экономики как таковой вообще, реформирования ОПК Украины, активизации военно-технического сотрудничества с иностранными компаниями и тому подобное. Учитывая собственный военно-технический потенциал, Украина имеет все шансы выйти на социальный, экономический и финансовый уровень европейских стран, быть равным партнером на глобальном мировом рынке. Но это требует совместных усилий всех заинтересованных сторон: власти, науки и бизнеса, определение конкретных шагов по внедрению инноваций и предоставления этом необходимой государственной поддержки.
Государство также должно усилить внимание к вопросу отечественных критических технологий (КТ), особенно приоритетных с точки зрения обеспечения национальной безопасности и экономического роста. Нужно создать государственную систему во главе с координационным органом и заказчиком, национальные стратегии и программы развития КТ и механизмов поддержки. Например, в ведущих странах ЕС и НАТО оборонительные КТ являются доминирующим фактором национальной безопасности или безопасности группы государств, поэтому финансирование таких технологий на национальном уровне выполняется государством, а на межнациональном уровне — группой государств (НАТО или ЕС).
Наряду с обеспечением потребностей нашей армии ОПК Украины является важным игроком на внешних рынках. Это одно из ключевых направлений экспорта наукоемкой продукции. По данным ГК «Укроборонпром», Украина сегодня поставляет ВВТ и технику двойного назначения в 68 стран мира и ведет переговоры еще с 83-мя. А суммарный портфель заказов на 1 июля 2017 года составил $2 млрд 366 млн.
В то же время — это канал коммуникации с потенциальными партнерами, доступа к новым технологиям и инвестициям, что существенно, ведь на сегодняшний день доля экспорта высокотехнологичной продукции в общей структуре украинского экспорта составляет чуть более 7%. Но этот показатель постоянно растет.
Интеграция с НАТО
Учитывая необходимость развертывания совместных проектов и ускорения перехода предприятий концерна на выпуск продукции по стандартам НАТО, Укроборонпром углубляет сотрудничество с Альянсом. Уже сегодня 70% его предприятий сертифицированы по стандарту ISO 9001 и вводят систему управления и обеспечения качества AQAP 2000.
40 предприятий Укроборонпрома получили доступ к Главному каталогу НАТО по логистике (NATO Master Catalogue of References for Logistics). По программам НАТО в Украине реализуются 37 различных оборонных проектов (в частности, четыре в КПИ), а в декабре 2017 году запланирована презентация украинского ОПК в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Объявлено о реализации концерном стратегии реформирования ОПК (корпоратизация, аудит, кластеризация, комплексные действия по защите технологий и запуск Главного агентства передовых исследований и разработок, ГАРДА) и о масштабной программе по импортозамещению с участием 400 предприятий в 21 регионе Украины.
Требует совершенствования имеющаяся нормативно-правовая база. И хотя уже внесены изменения в Налоговый и Таможенный кодексы Украины, упрощающие процедуру импорта для всех без исключения предприятий ОПК, все еще ожидают рассмотрения 40 нормативно-правовых актов.
Прежде всего важно принять закон о военно-техническом сотрудничестве и внести изменения в Постановление правительства от 16.03.2016 № 170 «Об утверждении порядка ввоза, первой поставки и целевого использования товаров, определенных частью восьмой статьи 287 Таможенного кодекса Украины, в производстве продукции оборонного назначения».
В правовом поле требуют решения следующие вопросы:
- устранение законодательных ограничений по созданию предприятий на базе объектов госсобственности;
- преобразование госпредприятий в публичные акционерные общества;
- получение инструментария для реструктуризации пассивов;
- применение механизмов участия частного капитала в акционерных обществах;
- упрощение порядка создания СП с иностранным капиталом.
И напоследок о росте роли частных производителей ВВТ: сегодня это стало уверенным трендом. Гибкий, эффективный и значительно менее коррумпированный частный бизнес способен привнести в ОПК новое качество. Изменения к лучшему обусловлены прежде всего созданными горизонтальными связями и кооперацией, широким привлечением науки и обогащением собственного опыта производителей. Результатом этого являются качественные изменения в частном секторе оборонки. Уже сегодня речь идет не об отдельных изделиях, как раньше, а об изготовлении целых систем и комплексов ВВТ с высокой добавленной стоимостью.
Остается надеяться, что благодаря качественным изменениям, происходящим на предприятиях, украинский ОПК постепенно превратится в настоящий комплекс, хотя в полном смысле слова он может стать таковым лишь после основательного реформирования.