8-й полк спецназа ГУР был сформирован при реорганизации 8-й бригады специального назначения, созданной в период существования СССР.
В советский период бригада была одним из наиболее подготовленных подразделения ГРУ ГШ СССР. Боевое крещение она получила при вводе войск в Чехословакию в 1968 году. В период боевых действий в Афганистане в ДРА действовал сводный 186-й отряд специального назначения бригады, ставший одним из самых результативных подразделений советского спецназа Афганской войны. В 1991 году бригада вошла в состав вооруженных сил Украины. В 2003 году бригаду переформировали в полк специального назначения. В 2004 году пунктом постоянной дислокации бригады стал город Хмельницкий. Более 300 военнослужащих полка принимали участие в миротворческих операциях в Ираке, Косово, а также в африканских странах.
К весне 2014 полк был полностью укомплектован военнослужащими-контрактниками и имел следующую структуру:
- 1 отряд специального назначения
- 2 отряд специального назначения
- 3 отряд специального назначения
- 4 отряд специального назначения
- Подразделения обеспечения и связи
Обострение обстановки на Донбассе застало ВСУ практически в небоеспособном состоянии. Высокий уровень боеготовности сохраняли только подразделения спецназа. Уже в начале апреля 2014 группы спецназа 8-го полка ГУР были переброшены в восточные регионы. Так, в ходе ликвидации Харьковской Народной Республики, группы спецназа полка в первых числах апреля заняли международный аэропорт Харькова аэродром Чугуева и удерживала их до передачи подразделениям национальной гвардии. Также планировалось участие группы 8-го ОПСпН в несостоявшемся штурме здания СБУ в Луганске. Именно бойцы 8-го полка в апреле 2014 заняли аэродром Краматорска, который удерживали до начала июля. Именно бойцы 8-го полка задержали двух корреспондентов Life News в мае 2014 под Краматорском, что стало поводом для международного скандала.
Разрастание боевых действий на Донбассе привело к тому, что в восставшие регионы были переброшены практически все боеспособные соединения ВСУ. Не стали исключением и подразделения спецназа ГУР. 3-й полк был переброшен на территорию Донецкой Народной Республики, 8-й полк, а также сводная группа бойцов 140-го учебного центра специального назначения были брошены на луганское направление.
Бойцы 8-го ОПСпН принимали активное участие в штурме города Счастье, занимались наведением на цель вертолетов ВСУ, оказывавших авиационную поддержку атакующим подразделениям. Первые потери 8-й полк понес 17 июня 2014 года в районе поселка Металист. Группа бойцов «Айдара» во главе с Надеждой Савченко попыталась произвести разведку в пригородах Луганска, но в результате была блокирована и уничтожена подразделением ЛНР «Заря». На помощь блокированным «Айдаровцам» бросились подразделения ВСУ, однако не смогли выполнить поставленную задачу и понесли существенные потери. В ходе боестолкновения получили ранения несколько военнослужащих полка, один из которых, старший лейтенант Зеленский, впоследствии скончался.
В дальнейшем бойцы 8-го полка действовали в районе луганского аэропорта, выполняя функции общевойсковой разведки в интересах 80-й аэромобильной бригады. Кроме того, бойцов спецназа использовали для выполнения несвойственных им задач по сопровождению колонн. Так, 9 июля в Новоайдаровском районе ЛНР при нападении на колонну ВСУ погиб военнослужащий полка. К середине июля подразделения 8-го ОПСпН в луганском аэропорту были усилены подразделением 140-го учебного центра специального назначения. Основной задачей спецназовцев в этот период была корректировка огня артиллерии, поддерживавшей блокированных на территории ЛАПа бойцов ВСУ. Кроме того, зачастую бойцов полка привлекали к сопровождению прорывавшихся в аэропорт колонн. Так, один из военнослужащих полка погиб 23 июля в подбитом бойцами ЛНР «КамАзе» на подходе к воздушной гавани Луганска. В период боев за ЛАП погибли 4 бойца полка.14 июля 2014 в Краснодонском районе был сбит транспортный самолет Ан-26 ВСУ. Бойцы полка принимали активное участие в поисково-спасательной операции в районе падения самолета. Большая часть выживших членов экипажа была спасена.
В начале августа группа бойцов 8-го полка действовала в районе Саур-Могилы, потеряв при этом еще одного военнослужащего. Разведгруппа полка действовала также в районе образовавшегося в конце августа Иловайского котла. При попытках организовать коридор для блокированных подразделений ВСУ и добробатов погиб один военнослужащий 8-го ОПСпН.
После подписания первых минских соглашений личный состав 8-го полка, принимавший участие в боевых действиях, был выведен из зоны АТО в ППД, где занялся интенсивной боевой подготовкой. На Донбасс были переброшены военнослужащие полка, в летний период проходившие боевую подготовку. 8 сентября в ЛНР при проведении разведки в прифронтовой полосе погиб еще один боец 8-го полка ГУР.
В октябре 2014 личный состав полка во взаимодействии с «Айдаром» вел активные бои в районе номерных блокпостов на Бахмутской трассе. В отличии от айдаровцев и аэромобильников, потерявших большое количество людей и техники при попытках деблокады блокпостов, 8-й ОПСпН потерь в личном составе не имел.
Зимой 2015 года группы спецназа 8-го полка действовали в качестве общевойсковой разведки на дебальцевском направлении. Любопытно, что вскоре после замыкания окружения в районе Логвиново, бойцы полка первыми сообщили информацию о перекрытии трассы командованию ВСУ, которое, однако, не предприняло мер по запрету движения украинских колонн по перехваченной противником транспортной артерии, что стоило окруженным большой крови. последствии бойцы 8-го ОПсПн вели разведку маршрутов для выхода из котла окруженных подразделений ВСУ.
10 февраля еще один военнослужащий полка погиб в Краматорске, где личный состав был задействован для охраны штаба АТО. В этот день по объекту был нанесен удар реактивной артиллерией, что повлекло за собой жертвы среди старших офицеров ВСУ. Среди прочих погибли два полковника ГУР.
В дальнейшем подразделения 8-го полка спецназа постоянно находились в зоне конфликта. Стабилизация положения для ВСУ после первых минских соглашений частично позволило снять со спецназа общевойсковые задачи. 8-й ОПСпН начал использоваться по прямому назначению, выполняя диверсионно-разведывательные задачи в тылу самопровозглашенных республик. В этот период личный состав полка постоянно жаловался на проблемы с экипировкой разведгрупп. Несмотря на год войны спецназ так и не получил в достаточном количестве средства радиосвязи, необходимые для работы в тылу противника. Зачастую бойцы были вынуждены пользоваться для этих целей мобильными телефонами.
Впрочем, периодически спецназ использовался для борьбы с контрабандой, широко распространенной на линии соприкосновения. Так, 7 июля один из бойцов полка погиб при попытке задержать контрабандный груз в районе переправы через реку Северский Донец. 23 сентября в ЛНР подорвалась на растяжке разведгруппа полка, один боец погиб, двое получили ранения.
После передачи полка в состав сил специальных операций ВСУ серьезно улучшилась ситуация с вооружением и экипировкой подразделения. К подготовке спецназа подключились инструкторы НАТО. Особое внимание было уделено диверсионно-подрывной деятельности. Иностранные специалисты обучали бойцов 8 полка изготовлению и применению ВСУ. Выпуск курсантов в образованных учебных центрах ССО осуществлялся каждые полгода, после чего их отправляли в зону так называемой АТО. Так, в июле 2016 в районе Попасной погиб еще один военнослужащий полка.
Результаты подготовки с участием западных инструкторов не заставили себя долго ждать. В 2016 резко увеличилось количество диверсий в тылу народных республик. Участились случаи гибели высокопоставленных командиров. Впрочем, не обходилось и без провалов с украинской стороны. Так, в начале февраля 2017 года командование ВСУ заявило о пропаже одной из разведгрупп, действующей в ЛНР. 10 марта МГБ ЛНР опубликовала видеозапись с двумя захваченными военнослужащими 8-го полка. Командование ССО было вынужденно признать свой провал. Задержанные признались в причастности к убийствам командующего народной милицией ЛНР Олега Анащенко и командира батальона «Сомали» Михаила Толстых (Гиви). Кроме того, они заявили о причастности офицеров полка к убийству командира батальона «Спарта» Арсена Павлова (Моторола). Задержанные дали показания о подготовке серии покушений на руководство республик, а также о подготовке, к убийству сотрудников действующей на Донбассе миссии ОБСЕ. Конечно, весьма сомнительно, что такое количество операций было поручено одной диверсионной группе, вполне вероятно, что задержанные давали показания с целью улучшить свое положение. Однако это не отменяет факта увеличения размаха диверсионной деятельности ВСУ против республик.
В июне 2017 при подрыве на растяжке в ЛНР погибли еще двое военнослужащих полка. В августе 2017 в Донецке была задержана очередная группа украинских диверсантов, готовивших многочисленные акции в республике. Командовал группой военнослужащий 8-го полка ССО Украины.
За период войны на Донбассе погибли как минимум 15 военнослужащих полка. Эта цифра, возможно, несколько занижена, как это часто бывает с потерями спецподразделений, однако, безусловно в разы ниже потерь 3-го полка ГУР, часто использовавшегося в 2014 для выполнения штурмовых задач и потерявшего не менее 50 военнослужащих. 8-й полк ССО ВСУ является, пожалуй, наиболее хорошо подготовленным воинским соединением Незалежной. Сочетание опыта трех лет войны и подготовки НАТОвскими инструкторами делает его весьма опасным противником как для спецслужб Республик, так и для спецслужб Российской Федерации.
Мнение редактора может не совпадать с мнением авторов статей.