Вооруженный конфликт на востоке Украины сразу обнажил «узкие места» в состоянии даже элитных войск — от неполной укомплектованности штатов до материально-технического отставания.
Известно, например, что на вооружении боевых пловцов морского спецназа стояли дыхательные аппараты для действий под водой образца 1971 г., а в целом по армии среднее состояние технической исправности боевой техники составило 57%. 3-й полк специального назначения (г., Кировоград, бывшая десятая бригада СпН Одесского ВО, г. Старый Крым) до 2012 г. не имел ни одного парашюта, были укомплектованы два из трех штатных батальонов (отрядов) части.
С апреля 2014 г. сводные подразделения частей спецназначения начали участвовать в вооруженном конфликте на востоке Украины (до того отдельные их группы были переброшены в Крым, но к активным действиям непривлекались и вышли с полуострова без потерь личного состава). В частности, группы спецназа патрулировали северный участок границы с Россией.
Особенности боевого использования полков СпН (основной ударной силы нынешних ССО) наглядно иллюстрирует боевой путь упомянутого 3-го полка СпН. При формировании сводных групп в зону боевых действий 28 военнослужащих из 300 перевелись по собственному желанию в другие части. 75 бойцов свели во 2-й отряд, который отправился на Восток. С одной стороны, среди удачных операций и результативных действий бойцов — удержание складов вооружения в Артемовске, искусные действия в ходе боев за Донецкий аэропорт (40 из 242 дней оборону ДАП возглавлял командир полка, полковник Трепак), за Саур-Могилу. Только там полк потерял 11 человек убитыми, включая заместителя командира полка, подполковника С.Сенчева (получил смертельные ранения, спасая раненого подчиненного из горящего БТР), и 65 ранеными. Были и бои под Славянском, в ходе попыток отрезать границу с РФ (правда, это привело к серьезным потерям и попаданию в Изваринский котел, где погибли 7 человек), под Иловайском.
В то же время, на начальном этапе боевых действий (весна-начало осени 2014) преобладало применения элитных бойцов для охраны штабов, проведения колонн, ударно-штурмовых действий, выполнения функций обычных разведывательных рот в интересах 72-й отдельной механизированной бригады и 79-й оаэмбр и т.д. Погибли заместители командиров отрядов (батальонов), Герой Украины (посмертно) подполковник Ю.Коваленко и подполковник С.Лысенко. Наиболее тяжелыми разовыми потерями отметился день 29 июня 2014 г. — группа военнослужащих полка вела поисковую операцию по спасению экипажа сбитого штурмовика Су-25, попала в засаду и потеряла 12 человек, включая упомянутого С.Лысенко. Общие безвозвратные потери полка (с учетом боев за Дебальцево в 2015 г.) достигают 50 человек, и считаются весьма значительными для частей спецназначения. За проявленную доблесть (по состоянию на 2016 г.) 2 военнослужащих полка удостоены звания «Герой Украины», 66 военнослужащих награждены 69 орденами, 16 из 20 повышены в должности. Значительно меньшие потери (до 15 погибших) понес 8-й полк СпН (г. Хмельницький), но он использовался по прямому назначению значительно результативнее.
Так же далеко от основной функции состояло применения сводного подразделения 73-го морского центра СпН (г. Очаков). Первые 28 бойцов центра предназначались для охраны высокопоставленных представителей командования в зоне АТО, полевой разведки, сопровождения колонн, охраны позиций артиллерии, «охоты» за минометами противника, устройства засад. Для пополнения прибывали резервисты и выпускники военных кафедр по далеким от нужды военно-учетным специальностям, а некоторые из «партизан» вообще не обладали никакой военной подготовкой.
В целом в боевых действиях на востоке Украины в 2014-2017 гг. активно участвовали и выполняли разведывательно-боевые, другие специальные задачи сотрудники Главного управления разведки (ГУР) МО Украины, 140-го отдельного центра спецназначения (СпН) ГУР МО (5 погибших ), 3-го и 8-го отдельных полков СпН СВ Украины, а также 73-го морского центра СпН (10 погибших) и 801-го отдельного отряда СпН (противодиверсионного) Военно-Морских Сил Украины (правда, в последнем после перевода из Севастополя в Одессы осталось на службе Украины 7 воинов из 80). По состоянию на сентябрь 2016 г. совокупные потери частей и органов военной разведки составляли 162 погибших и 632 раненых воинов.
Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук, полковник запаса,
Андрей Слюсаренко, кандидат исторических наук, полковник