Профессионализация армии: хорошо воевать vs служить добровольно

На минувшей неделе президент Украины подписал два Указа, которые раскрывают глубину трансформаций, ожидающих украинскую армию.

6 июня был опубликован Стратегический оборонный бюллетень (СОБ). Как мы уже писали, утверждение СОБ – это предпоследний этап процесса оборонного планирования, который обозначает прикладные цели реформ военной организации государства. На его основе будут разрабатываться конкретные госпрограммы развития вооруженных сил и ВВТ. Особенность данного СОБ – в нем через слово содержатся ремарки о необходимости соответствовать стандартам НАТО.

В частности, указано, что «ожидаемым результатом оборонной реформы является создание согласно принципам и стандартам, принятым в государствах — членах НАТО, эффективных, мобильных, оснащенных современным вооружением, военной и специальной техникой сил обороны образца 2020 года, способных гарантированно обеспечить оборону государства, адекватно и гибко реагировать на военные угрозы национальной безопасности Украины, рационально используя при этом имеющийся потенциал (способности) и ресурсы государства».

Т.е., к 2020 г. должны быть созданы условия для предметного разговора о вступлении Украины в Альянс.

Затем 10 июня президент утвердил Положение о порядке прохождения службы в ВСУ иностранцев и лиц без гражданства. Хоть и с большим опозданием, в Украине созданы возможности для легального привлечения к военной службе иностранцев, которые готовы сражаться против общего врага – российско-террористических войск.

Через два года войны и в самой армии, и в обществе наконец-то начинает доминировать точка зрения, что без радикальных изменений в оборонном секторе выжить в противостоянии с Россией наше государство не сможет. Поэтому украинской армии придется освоить вещи, которые еще недавно казались немыслимыми.

На этом фоне активизировались разговоры относительно того, как должны комплектоваться ВСУ. В очередной раз зазвучала тема «профессиональной армии». В связи с чем группа «ИС» хотела бы обратить внимание на контекст этой дискуссии и основные положения нормативных документов.

2

Призыв или контракт?

В разговорах о «профессиональной армии» часто смешиваются два понятия.

С одной стороны, профессиональной армией считается та, в которой служба является для личного состава основной профессией/родом деятельности. При этом комплектование сил осуществляется на добровольной основе. Например, США предпочитают называть свою армию «добровольческой», а не профессиональной, подчеркивая таким образом, что люди служат не столько за деньги, сколько по велению сердца.

С другой стороны, под «профессионализацией» армии часто понимают повышение боевого потенциала. Чем профессиональнее – тем лучше воюет. Однако сила армии не всегда является следствием исключительно добровольного комплектования. Например, израильский ЦАХАЛ укомплектован в основном призывниками и резервистами. А в украинской армии к началу 2014 г. формально большинство составляли как раз контрактники, но реальное состояние мы все помним.

Дискуссия «призывная армия против добровольно-кадровой» ведется не одно столетие. Например, в 1934 г. будущий президент Франции Шарль де Голль опубликовал работу «Профессиональная армия», где отстаивал тезис о необходимости перехода к комплектованию на контрактной основе.

Эта работа была переведена в 1935 г. советским «Воениздатом», и в предисловии к ней военный журналист и ученый Михаил Галактионов очертил основной контекст дискуссии. Он справедливо отметил, что тезисы де Голля очень часто выглядят непоследовательными, потому что уместность того или иного принципа комплектования армии зависит от конкретной исторической ситуации, расстановки сил и наличия ресурсов.

Т.е., какого-то эталона на все случаи жизни нет. Страна, которой угрожает опасность, наращивает свой военный потенциал и численность армии всеми доступными способами, в том числе – и за счет призыва. Напротив, в более-менее стабильной ситуации государства сокращают армии, делают ставку на профессиональный костяк и один из форматов подготовки резерва.

Поэтому отказ от призыва, равно как и его наличие – это не догма, а один из возможных сценариев, который признан целесообразным в конкретный момент.

В Украине последние лет 15 политики неоднократно декларировали стремление отказаться от призыва. Первая госпрограмма на этот счет была принята в 2003 г., к 2011 г. планировалось перевести армию на контрактную основу. В 2005 г. эта программа была пересмотрена в сторону ускорения, однако в 2009 г. её свернули из-за отсутствия ресурсов. Впрочем, доля контрактников постепенно увеличивалась.

В октябре 2013 г. призыв в армию был отменен. Планировалось, что к 2017 г. армия станет полностью контрактной.

Нападение России внесло свои коррективы. Оно четко показало фиктивный характер «контракта» в Украине, который, по сути, превратился в одну из форм повышения занятости в местах дислокации воинских частей. Поскольку государство не могло обеспечить надлежащие условия военнослужащим, контрактников набирали по принципу наименьших затрат. Что сделало украинскую армию «территориальной» — человек служит там, где у него есть жильё. Ситуация в Крыму продемонстрировала, к чему это приводит.

В 2014 г. призыв в армию был восстановлен. Учитывая, что мобилизация является крайне непопулярной мерой и текучка кадров с боевым опытом колоссальная, власть попыталась создать условия для наращивания числа контрактников. Для этого в 2016 г. было резко повышено денежное довольствие.

Как указано в «Белой книге» ВСУ за 2015 г., в рамках частичной мобилизации в армию было набрано 90 тыс. человек. При этом в течение года на контракт набрали 16,1 тыс. человек, в том числе – 3,8 тыс. из числа ранее мобилизованных.

3 июня 2016 г. Минобороны отрапортовало, что с начала года набрано уже 32 тыс. контрактников, т.е., вдвое больше, чем за весь прошлый год. Ощутимый рост зарплат на фоне снижения (до мая 2016 г.) интенсивности боевых действий сыграли свою роль.

3

Однако поступает масса негативных отзывов. Где-то в армию набирают кого попало и «контрактники» пополняют ряды «аватаров». Где-то контракт сохраняет «добровольно-принудительный» характер. Помимо прочего, контрактная армия – это недешевое удовольствие. Уже звучат тревожные голоса, что с осени 2016 г. платить контрактникам обещанное государство не сможет. Денег уже не хватает, поэтому срезают всё, что можно – «боевые», за уничтоженную технику и др.

К настоящему моменту сложился определенный консенсус на счет того, что без массовой армии остановить Россию не получится. Поэтому нужны и контрактники, и призывники, и внушительный резерв. Народный депутат Дмитрий Тымчук отмечал, что профессиональная армия для Украины должна означать порядка 100-150 тыс. контрактников и 500 тыс. подготовленного резерва.

Однако с подготовкой резервистов, равно как и с территориальной обороной сдвигов нет. Это одна из задач, очерченных в СОБ на ближайшие 5 лет. Теперь подробнее рассмотрим, что прописано в концептуальных документах.

Стратегические цели

В Стратегическом оборонном бюллетене указано, что по итогам оборонного обзора, среди прочих были выявлены такие существующие и потенциальные угрозы:

  • проблемы комплектования сил обороны личным составом в ходе частичной мобилизации, необходимость повышения профессионального уровня персонала сил обороны, потребность в создании достаточного военного резерва;
  • незавершенность перехода на контрактный принцип комплектования с соблюдением принятых в НАТО принципов кадровой политики;
  • низкая культура управления и значительное время подготовки необходимых специалистов;

Ожидаемые результаты проведения реформ структурированы в СОБ в виде иерархии целей. Единая всеобъемлющая цель военной реформы разделена на пять стратегических целей, выполнение которых является необходимым и достаточным условием для ее достижения. Каждая стратегическая цель, в свою очередь, разделена на несколько оперативных целей.

Среди прочих, в СОБ указана пятая по приоритетности стратегическая цель — профессионализация сил обороны и создание необходимого военного резерва.

4

Ожидаемый результат достижения этой цели — «сформирован необходимый кадровый потенциал Вооруженных Сил Украины и других составляющих сил обороны профессионально подготовленными военнослужащими с высокими морально-деловыми качествами, способными качественно решать сложные военно-профессиональные задачи в мирное время и особый период»:

  • силы обороны укомплектованы подготовленным и мотивированным личным составом;
  • создан, содержится и готов к развертыванию стратегический резерв Вооруженных Сил Украины, способный осуществлять наступательные (контрнаступательные) действия, усиливать группировки войск (сил) на угрожающих направлениях, обеспечивать ротацию войск (сил), их пополнение и замену в случае потери боеспособности.

Достижение этой стратегической цели предполагают осуществлять путем реализации таких оперативных целей:

  • 5.1 Развитие социально-гуманитарного обеспечения персонала. Ожидаемый результат: ментальность (образ мышления) личного состава базируется на основе европейских ценностей. Уровень материального и иных видов обеспечения военнослужащих приведены в соответствие с условиями прохождения службы (в соответствии определенных законодательством ограничений прав и свобод, существующих рисков жизни и здоровью, социально-бытовых условий). Служба военного духовенства осуществляется на поликонфессиональной основе.
  • 5.2 Совершенствование системы военного образования и подготовки кадров. Ожидаемый результат: система военного образования приобрела практическое направление обучения, внедрены в учебный процесс передовые методики подготовки вооруженных сил государств — членов НАТО, а также технологии дистанционного обучения, военные учебные заведения обеспечены современными и перспективными образцами вооружения и военной техники, тренажерами и учебно-тренировочными комплексами.
  • 5.3 Реформирование системы мобилизации и создание военного резерва. Ожидаемый результат: государственная система мобилизации и мобилизационной подготовки действует на основе базовых европейских подходов. Сформирован военный резерв человеческих ресурсов с учетом приобретенного опыта в создании военного оперативного резерва первой очереди, создан Единый государственный реестр военнообязанных для обеспечения воинского учета граждан Украины, обеспечено эффективное функционирование системы подготовки резервистов и военнообязанных, созданы на базе военных комиссариатов территориальные центры комплектования и социальной поддержки.
  • 5.4 Создание современной системы кадрового менеджмента. Ожидаемый результат: внедрено рациональное соотношение категорий личного состава сил обороны, создана эффективная система управления карьерой военнослужащих, обеспечена прозрачная и доброчестная систему подбора, расстановки и назначения личного состава на должности.

К СОБ прилагается Матрица достижения целей. В частности, в детализации оперативной цели 5.3. указано, что призыв на срочную службу сохранится, однако будет повышаться доля контрактников на командных и боевых должностях, а также на должностях, которые определяют боеспособность частей. К 2020 г. весь сержантский и старшинский состав должен быть профессиональным.

Одним словом, в ближайшие годы будет сохранен смешанный формат комплектования армии. Содержание СОБ дает основания делать выводы, что «профессионализация» будет достигаться за счет качественной подготовки военнослужащих и резерва.

Также профессиональная составляющая будет усилена в ключевых родах войск. Например, как отдельный род войск по стандартам НАТО будут созданы Силы специальных операций. Также предполагается создать эффективную систему военной разведки.

Однако следует помнить, что все это возможно только при условии выделение достаточных ресурсов на боевую подготовку и комплектование современными ВВТ. Пока львиная доля армейского бюджета идет на «проедание». Если не заработает экономика, положения СОБ останутся на уровне благих намерений.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.