28 июля, вступил в силу закон об изменениях в некоторые законы относительно Сил специальных операций Вооруженных сил Украины (ССО ВСУ).
По мнению украинского военно-политического руководства, введение в действие норм закона позволит повысить сдерживающий потенциал Вооруженных сил Украины, уровень обороноспособности государства, возможности по проведению специальных мероприятий, в том числе за пределами Украины, позволит достигать военно-политические и военно-стратегические цели и прекращать конфликты на ранней стадии возникновения.
СМИ сообщают, что в составе ССО будет около 12-15 тыс. человек, формирующих ударные подразделения и 1,5-2 тыс. человек, которые будут специализироваться исключительно на разведке. Личный состав ССО сформирован и будет формироваться впредь лишь на конкурсной основе и исключительно в рамках контрактной формы прохождения службы.
В задачи ССО будет входить:
- рейды и современные боевые действия;
- психологические операции;
- добывание разведывательной информации за линией фронта;
- робота «с гражданской администрацией» (привлечение на свою сторону местного населения);
- создание агентурных сетей;
- обучение иностранных армий, полиции и сил безопасности (умножение силы);
- внедрение в структуру спецслужб и войсковых организаций с целью шпионажа или уничтожения людей, представляющих угрозу государству (в том числе, и на территории других государств);
- подготовка к переворотам, свержение режимов;
и др.
О вооружении и оснащении подразделений сообщается лишь то, что оно выводится на стандарты SOCOM (ССО США). Предполагается, что вооружение, боеприпасы, техника и оборудование сил будут с такими же, как и у подобных подразделений сил НАТО. Таким образом, украинские ССО сразу получают готовность проведения совместных операций с коллегами из Альянса.
Некоторые украинские эксперты в своих комментариях к этому событию заявляют, что «если бы у Украины была подобная структура в 2014 году, то можно гарантированно утверждать, что оккупации Крыма и части Донбасса не случилось бы вообще».В нынешней же ситуации, по их мнению, «ССО становятся очень важным фактором силового варианта решения вопроса деоккупации территории Украины от российских захватчиков». То есть, не смотря на минские договоренности, поддерживаемые мировым сообществом, в головах значительного числа украинцев устойчиво подогревается мысль о силовом варианте решения проблемы Крыма и юго-востока.
В своих рассуждениях по поводу создания ССО многие украинские «специалисты» идут еще дальше, заявляя, что «теперь, в случае полномасштабного вторжения, Россия гарантированно получит войну на своей территории. В приграничных районах будет уничтожаться вся инфраструктура противника. Мало того, в случае массового применения авиации или ЯО, Россия должна быть готовой получить адекватные удары в своем тылу. Можно устроить подрыв одного-двух ядерных хранилищ, которые похоронят сразу несколько российских регионов, например, хранилище под городом Борисоглебск, Воронежской области». Причем все это, по их мнению, «легально и в строгом соответствии с нормами международного права».
Как видно из вышесказанного, уровень адекватности части военного «экспертного» сообщества Украины вызывает большие сомнения. Можно было бы списать это на очередное обострение, если бы не одно но. Стабильность украинской политической системы вызывает большие опасения. Не исключено, что неожиданно, как это уже бывало, произойдет смена власти. И кто при этом будет задавать тон в украинской политике – большой вопрос. Вполне возможно, что новая политическая элита решит использовать уже созданный «тонкий инструмент» ССО в качестве превентивной меры для достижения своих целей. И тогда все эти фантазии со взрывом ядерных хранилищ на сопредельной территории станут горькой реальностью.
Из всего вышесказанного, видно, что Беларуси стоит обратить серьезное внимание на создаваемые в Украине ССО, оценить возникающие в связи с этим опасности и угрозы и принять адекватные меры по их предотвращению.
Беларусь хотя и старается сохранить добрососедские отношения с Украиной и активно выступает за мирное урегулирование в этой стране, все же является союзником России, которую в нашей южной соседке считают агрессором, а также членом ОДКБ. Поэтому нет никакой гарантии, что весь комплекс задач ССО, который украинское руководство собирается применить против РФ, оно не обратит и против белорусского государства. Тем более, что мнения об этом высказывали многие украинские политические деятели и радикально настроенные общественные активисты.
То, что задача ССО ВСУ «подготовка к переворотам, свержение режимов» со всеми сопутствующими составляющими (организация партизанского движения, создание агентурных сетей, привлечение на свою сторону местного населения, психологические операции и т.п.) для нас звучит совсем по другому: подготовка к насильственному свержению законной власти (организация НВФ, создание пятой колонны из белорусских граждан, психологическая обработка населения Беларуси для достижения своих целей и т.п.). Возможность подобных враждебных действий подтверждается историческими примерами из прошлого. Достаточно вспомнить тех же украинских «бульбовцев», действовавших на территории южных областей Беларуси вплоть до 49 года. Памятники их жертвам есть во многих полесских деревнях.
Можно вспомнить и украинский карательный батальон, стерший с лица Земли Хатынь вместе со всеми ее жителями. Он тоже был создан и вооружен «по стандартам дружественной для украинского народа немецко-фашистской армии» и действовал на территории другого государства в «легально и в полном соответствии с нормами международного права», которые его создатели сами и установили.
Есть и более близкие примеры враждебных действий со стороны как государственных субъектов Украины, так и радикальных украинских националистических группировок в отношении Беларуси. Это и ведение информационных операций против нашего государства формированиями из состава ВСУ. Это и неоднократное участие украинских националистов в массовых беспорядках в Минске в конце 90-х – начале 2000-х годов. Это и подготовка боевиков из числа белорусских граждан в составе подразделений ВСУ и нацгвардии, участвующих в так называемой АТО.
Беларусь, не смотря на свой нейтралитет в украинском вопросе, уже предприняла ряд адекватных шагов по нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с обострением обстановки в регионе. Усилена охрана южного участка белорусской границы, принята новая редакция Военной доктрины, учитывающая современные реалии, создано Южное оперативное командование и т.п. Однако говорить о том, что наша страна застрахована от угроз на южном направлении – пока рано, а предпринимать дальнейшие адекватные шаги по их своевременному выявлению и предотвращению – необходимо.