Силы спецопераций пока не род ВСУ, а вывеска для реализации политических амбиций

 

Материал от читателя Дмитрия Руденко

Пунктуация и стиль автора сохранены

Не так давно был принят закон, регламентирующий деятельность украинских Сил специальных операций. Это позволило многим причастным и непричастным к созданию ССО лицам заявить о том, что у нашей страны, наконец, появился эффективный инструмент обеспечения национальной безопасности. Звучали и другие громкие речи политиков и экспертов всех мастей, смысл которых можно отразить одной фразой: «Трепещите, москали».

Все это, несомненно, звучит патриотично и в духе времени. Однако, что изменилось, по сути? Действительно ли в Украине появился тот инструмент, о котором столько говорят с восторженным придыханием?

Пусть меня порвут в клочья и закидают тухлыми яйцами ура-патриоты, но на самом деле украинские ССО существуют только на бумаге. Из реальных дел пока проведены только организационно-штатные мероприятия. Т.е. сформировано командование и ему подчинены конкретные воинские части.

На этом практические достижения заканчиваются. И это объективно так. Нельзя в столь короткий промежуток времени (около полугода) привести к «нормальному бою» структуру такого рода. Даже если в ее состав вошли формирования, имеющие опыт боевых действий.

Этот боевой опыт не имеет ничего общего со спецоперациями. О том, что в зоне АТО подразделения спецназначения использовались для выполнения несвойственных им задач, не говорил только ленивый. Поэтому, в лучшем случае, можно говорить об опыте ведения специальной разведки, поисковых и засадных действий. А это лишь маленькая составная часть задач ССО, далеко не первоочередных.

Кроме сил СпН, в состав ССО вошли отряды психологических операций. Об опыте их применения в АТО можно говорить более оптимистично. Однако все их успехи были достигнуты под руководством Управления информационных технологий МОУ, которое, в принципе, неплохо справлялось со своими задачами. Переподчинение новому командованию – вопрос спорный. В руководстве КССО нет специалистов этого профиля, только силовики. Они еще долго будут вникать во все нюансы применения этих отрядов. В это время возможно существенное снижение эффективности психологической составляющей спецопераций.

Реальные успехи, как видим, очень скромные. А вот количество скандалов вокруг нового рода ВСУ никак не соответствует тому уровню закрытости, который должен быть вокруг такой структуры. Причем, многие из скандальных историй выносят на свет именно те люди, которые должны эту закрытость обеспечивать.

Как можно понять, когда недальновидный депутат Верховной Рады, причастный к разработке законодательной базы для ССО, сколачивает себе политический капитал, делая громкие заявления о задачах создаваемой структуры? Это относится ко многим депутатам и госчиновникам, которые, не включая свою голову, вываливают в Facebook и на страницах СМИ любую информацию, которая стала им известна, а потом ее используют наши враги.

Еще более непонятна позиция нынешнего заместителя командующего ССО, а прежде – начальника Управления специальных операций, Сергея Кривоноса. По отношению к этому деятелю я согласен с мнением известного блогера и волонтера Романа Донника. Только моя оценка его действий более жесткая. Имя Кривоноса было использовано в кампании по дискредитации начальника Генерального штаба ВСУ Виктора Муженко.

В этом случае любой нормальный офицер и, тем более ССОшник, должен был отказаться от любых комментариев и пресечь любые попытки использования своего имени в провокационных целях. Кривонос же, напротив, в течении 2014-2015 годов направо и налево раздавал интервью, участвовал в разработке Концепции ССО, которую иначе как дилетантской не назовешь и пиарился как мог с помощью известных журналистов, блогеров, депутатов и т.п., всячески подогревая нездоровый ажиотаж вокруг своей персоны.

Предполагаю, что Кривоносу не давали покоя лавры командиров добробатов, которые больше времени проводили на различных ток-шоу, чем на передовой. Затем они всем косяком переместились в Верховную Раду, где и ныне тихонько сидят и радуются жизни. Если ты собрался в депутаты, то скатертью дорога. Думаю, что любая парламентская фракция с руками и ногами оторвет себе «первого спецназовца Украины».

Но Сергей Георгиевич, почему-то, решил потягаться за пост командующего. Правда в этом ему не смогла помочь даже самая тяжелая артиллерия из ведущих украинских СМИ. В армии не любят нескромных людей, пытающихся по головам лезть наверх. Поэтому блестящая карьера Кривоноса, скорее всего, завершится на посту заместителя командующего ССО. Думаю, что и этот пост он получил только благодаря боязни руководства МОУ и ГШ ВСУ очередного скандала и воплей, что «генералы-бездари сожрали очередного героя».

На фоне Кривоноса, командующий ССО Игорь Лунев выглядит вполне адекватным. Он не запятнал себя скандальными историями. К заслугам Лунева можно отнести и то, что с его приходом заткнулся Кривонос. К недостаткам командующего можно отнести наличие тесных родственных связей с Россией, особенно по линии жены. Это дает нашим противникам серьезные возможности для шантажа командующего. Нет никакой гарантии, что российские спецслужбы эту возможность не используют в решительный момент.

Как это не обидно звучит, но создавая наши ССО, мы должны брать пример и с наших противников. Их силы спецопераций также были созданы недавно. Информации в СМИ о них практически нет. Про их командование, численный состав, задачи, пункты дислокации не известно ничего. Ни один депутат, чиновник или военный не комментируется о них в своем FB. Однако нет сомнений, что спецоперацию по захвату Крыма проводили именно они и она стала неожиданной даже для США и НАТО.

Так должно быть и у нас. Но, почему-то, каждый в Украине считает возможным трепать языком о ССО где попало, включая самих ССОшников. Взять, к примеру, недавний вопиющий случай в 73 центре. 12 его военнослужащих по каким-то причинам были изгнаны командованием. Вместо того, чтобы добиваться правды законными способами, они целыми днями ошиваются под КПП центра, приглашают журналистов ТВ, которые снимают режимный объект и военнослужащих, берут интервью у «обиженных». А эти «гении» спецопераций не нашли ничего лучше, как обвинить командование в сепаратизме и поддержке ДНР/ЛНР. Это показывает полный непрофессионализм и самих «обиженных», всей вертикали командования ССО, допустивших само возникновение такой ситуации, а также сотрудников СБУ, которые должны обеспечивать контрразведывательный режим таких частей.

Если такие же кадры служат во всех частях ССО, то об эффективном инструменте речи быть не может и до достижения «готовности к выполнению задач», о которой поспешил заявить еще в июне 2016 года командующий ССО генерал-майор Игорь Лунев, еще очень далеко. Если государство не способно заткнуть фэйсбучных экспертов и обеспечить режим полного молчания вокруг сил спецопераций, то этот род ВСУ так и останется лишь вывеской для дельцов разного пошиба.

Вы так же можете отправлять нам свои материалы через форму обратной связиили по электронной почте:[email protected] (с пометкой «Материал в блог Сил специальных операций Украины»)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.